КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ СТАНОВИТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ.

Современное развитие информационных и коммуникационных технологий, снимая проблему расстояний, создало человечеству реальную возможность не только находиться в курсе мировых событий в режиме реального времени, но и в значительной степени влиять на них. Глобальные процессы охватили практически все сферы жизни человеческого общества - экономику, политику, культуру, идеологию.

Очевидно, что выживание государств, устойчивое наступательное развитие в условиях глобализации во многом зависит от сохранения существующих взаимосвязей между народами и, в первую очередь, тех, история сотрудничества которых насчитывает столетия. Не случайно, что сегодня необходимость этого понимают большинство руководителей стран, составляющих постсоветское пространство.

Решение этой задачи в области образования, обеспечение органичного вхождения стран, входящих в Содружества Независимых Государств в европейское и мировое образовательное сообщество призван решить Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ. Важнейшим направлением деятельности Совета по праву считается формирование единого (общего) образовательного пространства Содружества, составной частью которого является развитие системы дистанционного образования на территории наших государств. Первые совместные шаги к выработке общих подходов развития системы дистанционного образования в государствах-участниках Содружества Независимых Государств были сделаны в октябре 2000 года в Ереване на Конференции Министров образования государств-участников СНГ. В ходе ее работы была сформирована постоянная рабочая комиссия по дистанционному образо-
ванию, которой поручена разработка Концепции развития дистанционного образования на территории государств Содружества.

Однако разработка и принятие этого документа неоправданно затянулись на долгих три года. В апреле 2003 г. на заседании постоянной рабочей комиссии по дистанционному образованию Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ председателем комиссии избран президент Международной Академии Открытого Образования, ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатика (МЭСИ), В.П. Тихомиров. Под его руководством разработка концепции получила новый импульс. Несмотря на ограниченные сроки, документ был переработан и вынесен на обсуждение проводимого 13 мая 2003 года в Москве XIII заседания Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ, проводимого одновременно с VIII Конференцией министров образования стран - членов Содружества.

Проект концепции раскрывает тенденции, формулирует основные проблемы, препятствующие развитию дистанционного образования на территории государств-участников СНГ, показывает необходимость координации и объединения усилий государств Содружества. Он определяет цели, принципы и стратегические направления развития дистанционного образования.

Принципиальным отличием проекта Концепции, вынесенного на обсуждение майского заседания Совета, явилась формулировка четырех основных направлений совместной деятельности государств - участников СНГ в сфере развития дистанционного образования, предложенных В.П. Тихомировым:
1. Организация работ по созданию и внедрению системы технологических образовательных стандартов - формирование открытой информационной образовательной среды ДО.
2. Создание технологически стандартизованного и юридически легитимного учебно методического обеспечения, образовательных технологий и организационных структур, реализующих принципы открытого дистанционного образования.
3. Разработка рекомендаций по формированию нормативно-правового пространства создания и использования информационной образовательной среды ДО.
4. Трансформации учебных заведений, ведущих образовательную деятельность на основе дистанционных образовательных технологий.
Эти взаимодополняющие направления должны функционировать в едином информационном пространстве, обеспечивающем как среду сотрудничества, развития и разработки, так и механизм координированного распределенного управления созданием межгосударственного образовательного пространства.

Проект содержит описание основных этапов реализации Концепции:
Первый этап - разработка и принятие Программы реализации Концепции развития дистанционного образования государств - участников Содружества Независимых Государств.
Второй этап - создание в государствах Содружества нормативной правовой базы, обеспечивающей внедрение универсальных технологий дистанционного обучения, корпоративных образовательных стандартов и трансформацию учебных заведений.
Третий этап - реализация Программы, внедрение основных положений Концепции в единую образовательную среду государств - участников СНГ.

Заседанию Совета по сотрудничеству в области образования и Конференции Министров образования государств - участников СНГ предшествовало заседание экспертов, которое, рассмотрев предложенный вариант Концепции и Пояснительной записки к ней, единодушно вынесли эти документы для рассмотрения Совета. Эксперты отметили, что документы содержательны, отличаются качеством проработки и действительно содержат те основы, которые могли бы стать отправной точкой развития дистанционного образования на территории государств-участников СНГ.

XIII Заседание Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников Содружества Независимых Государств состоялось 13 мая 2003 года в г. Москве в здании Министерства образования Российской Федерации. В работе Совета приняли участие Министры образования Армении, Белоруссии, Киргизии и Молдавии, первые заместители министров образования Казахстана, Таджикистана и Украины. Встречу открыл Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов. Вел заседание Председатель Совета В.И. Стражев. Повестка дня содержала свыше десяти ключевых вопросов, подлежащих обсуждению и принятию решения по их внесению на заседания Совета глав Правительств СНГ. С докладом "О проекте Концепции системы дистанционного образования государств - участников СНГ" на заседании выступил В.П. Тихомиров.

В своем решении по данному вопросу члены Совета одобрили проект Концепции развития дистанционного образования на территории государств - участников СНГ, предложенный постоянной рабочей комиссией по дистанционному образованию государств - участников СНГ и поручили Председателю Совета по сотрудничеству в области образования В.И. Стражеву представить проект Концепции на рассмотрение Совета глав правительств государств - участников Содружества Независимых Государств в установленном порядке.

Члены Совета по предложению Министерства образования Российской Федерации утвердили Председателем постоянной рабочей комиссии по дистанционному образованию государств - участников СНГ Тихомирова Владимира Павловича, ректора Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.

Постоянной рабочей комиссии по дистанционному образованию поручено разработать и представить в Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ тематику и сроки проведения ежегодных Международных конференций по развитию дистанционного образования на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, проводимых поочередно на территории каждого из государств Содружества. Организовать подготовку и проведение первой Конференции в IV квартале 2003 г. в г. Минске, в ходе которой обсудить проект Программы реализации Концепции развития дистанционного образования стран Содружества и в дальнейшем направить его для рассмотрения Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств.

По инициативе Министерства образования Белоруссии, поддержанной Советом по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, поведение Конференции планируется на базе Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники в ноябре 2003 года.

Безусловно, в области развития дистанционного образования на территории государств-участников СНГ сделан очередной шаг вперед. Вместе с тем, постоянной рабочей комиссии по дистанционному образованию государств - участников Содружества предстоит провести большой объем работы, чтобы утвержденные Советом документы действительно были воплощены в жизнь. В ближайшее время будут созданы четыре рабочие группы по основным направлениям совместной деятельности государств - участников СНГ в сфере развития дистанционного образования, содержащимся в Концепции. В состав этих групп по представлению Министерств образования государств Содружества включаются компетентные представители сферы образования, специализирующиеся на решении основных проблем, изложенных в Концепции. Результатом работы групп и рабочей комиссии в целом должна стать Программа реализации Концепции развития дистанционного образования государств - участников Содружества Независимых Государств, которая и явится основным документом, регламентирующим совместную деятельность.

Кроме того, постоянной рабочей комиссии по дистанционному образованию государств - участников СНГ поручено создание к началу работы первой Международной конференции по развитию дистанционного образования на территории государств - участников Содружества Независимых Государств, в рамках формирования единого информационного пространства, отдельного WEB-сайта, посвященного деятельности комиссии и реализации основных положений Концепции.

Выполнение текущих и перспективных задач в области развития дистанционного образования на территории государств-участников СНГ, как нам кажется, диктует необходимость поиска и утверждения на очередном заседании Совета по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ базовой организации по вопросам развития дистанционного образования. Такой организацией, безусловно, должно стать образовательное учреждение, имеющее значительный опыт в реализации дистанционных образовательных технологий. На наш взгляд изложенным выше требованиям в полной мере отвечает Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, который с 1996 г. успешно участвует в эксперименте Министерства образования Российской Федерации по дистанционному образованию, имеет большой опыт в организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий и управления региональными структурными подразделениями. Немаловажен и тот факт, что Председателем постоянной рабочей комиссии по дистанционному образованию государств - участников СНГ является ректор МЭСИ В.П. Тихомиров, сотрудники именно этого вуза внесли основной вклад в разработку окончательного варианта Концепции.

Оригинал статьи размещен по адресу http://www.mesi.ru/e-joe/DO-SNG.html

Последнее изменение: Четверг, 2 Декабрь 2010, 09:31